Home Статьи Макс Черницов: Использовать по назначению, или Как приятно быть дизайнером в России

Макс Черницов: Использовать по назначению, или Как приятно быть дизайнером в России

Print

Модный показ как развлечение прочно закрепился в списке культурно-массовых мероприятий всевозможных заведений. На корпоративе он втиснут где-то между фуршетом и выступлением заказной певички, в районном ДК – между бальными танцами и ча-ча-ча, в ночном клубе - по мере заполнения публикой, но, как правило, не позже часа-двух ночи. После показа обязательно включат хаус пожестче и выпустят стриптизерш.

Мода, показы, дизайнеры, манекенщицы - все это для обывателя жутко интересно, как НЛО из "прекрасного далека". Однако если деятели эстрады имеют четкий райдер, стриптизеры и go-go получают гонорар, то дизайнеры, по мнению большинства организаторов, должны работать бесплатно. Даже мне, человеку, работающему в сфере моды не первый год, которого "уже узнают в метро" (согласитесь, великое достижение), до сих пор предлагают провести показ в ночном клубе "за пиар". Да поймите же вы, скользкие промоутеры, показ в клубе для уважающего себя дизайнера - вещь постыдная, потому что разгоряченные зрители не видят разницы между стриптизершами и моделями, их мало интересует дизайн и прекрасное, но коротая юбка и грудь, выпадающая из корсета, способны произвести ошеломляющий эффект, посильнее восторга от последнего показа viktor&rolf. Бесправие дизайнеров как раз в том и заключается, что, приравнивая их работу к песням, пляскам и стриптизу, платить за труд им никто не собирается.

Дизайнерский стыд можно купить. Не секрет, я соглашаюсь иногда на клубные показы, однако выставляю за них приличный счет. Отношение заказчиков сразу меняется: "за пиар" исчезает, а тот, кто платит, становится более внимательным к организации шоу, поскольку за свои деньги желает получить качественный продукт, а не домашнюю самодеятельность. Советую всем дизайнерам: объединяйтесь и выставляйте счет! Ценность вашего труда и уважение к профессии повысятся на порядок.

К сожалению, на личном опыте могу констатировать: отношение к дизайнерам таково не только в России. В этом году мне предложили бесплатно провести показ в Германии на мероприятии, называемом то ли "Мосты моды", то ли "Мосты дизайна". Красивая история гласила, что на берегу моря, на яхте соберется праздная публика и, возлегая на шезлонгах с бокалом вина в руке, будет наслаждаться показами дизайнеров, приехавших из всех стран балтийского региона. С гордостью отмечалось, что ни представителей магазинов, ни журналистов на мероприятии не будет, а главной пользой для дизайнеров станет... общение друг с другом. Оплачивался лишь перелет, питание и проживание для одного человека - самого дизайнера. Как я понял, государственная казна торжественно объявила: "Плачу за все!". В итоге, когда я решил провести поездку с пользой и попросил приглашающую сторону оплатить один лишний день пребывания в Берлине (там в это время как раз проходила грандиозная выставка моды Bread&butter), организаторы в гневе отказали мне в приглашении на "чудесное" мероприятие. Мои доводы о том, что за показ, совершенно бесполезный для моей карьеры, являющийся частью развлекательного шоу, надо платить, показались неубедительными. Вы можете представить себе ситуацию, чтобы, к примеру, Диме Билану предложили: "Ну ты прилетай к нам в город, проведи концерт, а мы тебе купим билет на самолет и покормим в кафе".

Самыми бесправными в этой ситуации остаются начинающие дизайнеры-студенты. На днях побывал на мероприятии в московском придворовом кинотеатре "Салют". Словно провалился во времени: советский ДК, "хозяйка" заведения - статная дама далеко за сорок, увешанная, как новогодняя елка, десятком золотых цепей, браслетов и колец; "подарок" публике от спонсоров - несколько подносов в фойе с нарезанными яблоками, бананами и мандаринами, словно декорации к фильму "Богатство и нищета", посвященному началу 90-х. Мероприятие, уверен, вписанное в графики, отчеты и платежные ведомости, называлось "Конкурс молодых дизайнеров". Из участников надо было выбрать тех, кому "очень важные люди", собравшиеся в небольшом зале, доверят создавать костюмы в новых кино- и телепроектах. Среди пары десятков мам, друзей и болельшиков кинобоссов явно не наблюдалось. Я понял, что время потеряно и вечер прошел впустую, ибо ни детский театр моды, ни "современные" танцы, ни коллекции большинства молодых дизайнеров не могли побороть нарастающего чувства безысходной тоски. В финале вечера, когда каждый член жюри должен был сказать "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!", я не выдержал и спросил у организаторов, для чего проводится сие мероприятие. Дальше начался цирк, в котором до сих пор мне участвовать не приходилось: "хозяйка" заведения пыталась вырвать у меня микрофон, била по рукам и угрожала вышвырнуть на улицу, ведущий в джинсах с вышитым крестом старался заглушить мой микрофон, а хозяйская свита старательно захлопывала и оствистывала мою речь. Жаль, что никто не снимал инцидент на видео. В итоге я заставил-таки одного "продюсера", чудом оказавшегося в жюри, пообещать взять в кино одного из участников конкурса. Смотрите, "продюсер", гореть вам в аду, если обещание не исполните! Единственным светлым пятном того вечера стала коллекция талантливого Кирилла Минцева.

Третий (самый коварный) пример бессовестного использования дизайнеров - много наобещать. Больше года назад Неделя моды, с которой мы сотрудничаем уже несколько лет, предложила поучаствовать в конкурсе, объявленном компанией-оператором сотовой связи. Надо было придумать аксессуары к новому i-phone. За победу обещали 1000000 рублей. Кто же не хочет заработать миллион? Разумеется, дизайнеры согласились. Никто не стал проверять положение конкурса, предлагающее призы гораздо более скромные. По истечении нескольких месяцев объявили трех победителей, одним из которых оказался ваш покорный слуга. За победу мне полагалось немногим больше двадцати тысяч! Кстати, даже эти деньги организатор конкурса до сих пор мне не выплатил. Что в итоге? Неделя моды "отработала" спонсорский бюджет, МТС за счет дизайнерских имен получил свое паблисити, а мы остались ни с чем.

Не могу не вспомнить о другом конкурсе, объявленном одним из крупнейших отечественных авиаперевозчиков, одно имя которого всуе упоминать страшно. Весь цвет российской моды собрали в конференц-зале. Глава компании показал нам ролик авиакомпании Virgin примерно двадцатилетней давности, где белокурые богини с модельными параметрами в сексуальных алых костюмах изображали стюардесс. Нам было объявлено: "Хотим такое же! Чем мы хуже?!". Глава рассказал нам об удивительных тканях, которые желает использовать: чтобы шерсть была натуральной, чтобы материя дышала, а случайно пролитое вино, майонезные змейки и прочие неожиданности скатывались по униформе, не оставляя следа. О том, что производство тканей знимает один-два месяца, что цена метра такой ткани выше бюджета, заложенного на жакет или юбку, никто слушать не стал. Глава послал дизайнеров на... замов, администраторов, координаторов проекта и удалился. Затем нам предложили подписать бумагу. Хорошо, что мы, умудренные печальным опытом, показали ее знакомому юристу. Текст гласил, что конкурс - это вовсе не конкурс и даже не тендер, ведь по закону РФ участник конкурса вправе потребовать компенсации за понесенные расходы. Дизайнерам же предлагалось за свой счет придумать комплект одежды для бортпроводников, разработать модели, отшить образцы и подарить свой труд, по-видимому, очень бедной национальной авиакомпании.

Весело и чертовски увлекательно быть дизайнером в России!

(В статье сохранен стиль автора)

Взято с www.rbc.ru 24.12.2009